Шестакова Татьяна Детский сад №4
«Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе освоения практического курса математического развития дошкольников«Игралочка» (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова)Воспитатель – луч солнца для молодой души, который ничем другим заменить невозможно» В.А.Сухомлинский Профессия воспитателя особенная, она выделяется среди других своей многогранностью, многозадачностью и, что особенно важно, «судьбоносностью»! Не случайно труд воспитателя сравнивают с трудом садовника, сеющего семена добра и знания. Пока жив род человеческий, пока рождаются дети, профессия воспитателя будет существовать как миссия «выращивания» человека для его счастливой жизни. Основные задачи современного педагога связаны, прежде всего, · с организацией полноценного проживания ребенком своего детства, · формированием базовых основ культуры личности, · всесторонним развитием психических и физических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей. И вместе с тем детский сад как важная ступень образования призван · развивать у дошкольников социальные, нравственные, интеллектуальные качества, инициативность, самостоятельность и ответственность, · формировать у нихпредпосылки учебной деятельности. Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе организуется в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, разработанной на основе образовательной программы «Мир открытий». Формирование элементарных математических представлений происходит в процессе освоения курса математического развития дошкольников «Игралочка» (авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова). Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих ступеней – начального и среднего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Именно поэтому данный курс и называется «Игралочка». Он строится на системе дидактических игр и оптимальных для детей дошкольного возраста форм работы с детьми (беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, опыты, моделирование, экспериментирование и др.). Одной из задач математического развития дошкольников в курсе «Игралочка» является: формирование предпосылок универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями подразумевается: произвольность поведения, умение устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, проверка их результатов, исправление ошибок наличие познавательных и социальных мотивов ученияи др. В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А мы, воспитатели, подводим детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательного процесса с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Специально организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в программе «Мир открытий» проводится в технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон для дошкольной ступени. В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций: · образовательные ситуации «открытия» нового знания; · образовательные ситуации тренировочного типа; · образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые). Структураобразовательных ситуаций «открытия» нового знания: 1 этап.Введение в игровую ситуацию На этом этапе создаем условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). 2 этап.Актуализация знаний На данном этапе в процессе дидактической игры мы организуем предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт детей, а также мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и пр.), необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог ведет их к новым «открытиям». 3 этап.Затруднение в игровой ситуации Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе? Именно поэтому А.Энштейн писал: «В затруднении содержится возможность», имея в виду, что затруднение – это шанс, возможность что-то создать, выйти на новую ступень развития. На данном этапе в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. С помощью системы вопросов «Смогли?» «Почему не смогли?» помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. 4 этап.«Открытие» нового знания (способа действия) На данном этапе вовлекаем детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и «открытия» новых знаний (способов действия) посредством простой «догадки», подготовленной воспитателем с помощью методических средств. Используя вопрос «Что нужно делать, если что-то не знаешь?», побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения. 5 этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений На данном этапе мы предлагаем ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом обращаем внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать коммуникативные умения дошкольников. 6 этап.Осмысление (итог) На данном этапе дети приобретают опыт выполнения таких важных универсальныхдействий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью вопросов «Где были?» «Чем занимались?» «Кому помогли?» помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели». Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» подводим детей к тому, что они достигли результата потому, что узнали новое и чему-то научились. Ж.-Ж.Руссо писал: «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты». Технология «Ситуация» является инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, сохраняя при этом своеобразие дошкольного образовательного учреждения как учреждения, приоритетом которого является игровая деятельность. 14 декабря 2015 в 16:58
Прикреплённые файлы:Документ: «Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе освоения практического курса математического развития дошкольников«Игралочка» (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова) Описание файла:Файл называется: fpud_10vh5.pptx Это официальный файл организации «Шестакова Татьяна Детский сад №4», в нём содержится «Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе освоения практического курса математического развития дошкольников«Игралочка» (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова). Размер файла: 11,19 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.